mashonim (mashonim) wrote,
mashonim
mashonim

Дэвид Альберт: Три Метафоры Образования

Оригинал взят у freetrinity в Дэвид Альберт: Три Метафоры Образования
Пару недель назад мне посчастливилось побывать на семинаре известного автора, адвоката домашнего образования и просто мудрого человека Дэвида Альберта. Предлагаю вашему вниманию краткий пересказ его лекции-беседы под названием "Три метафоры образования".

Эти метафоры описывают три базовых подхода к пониманию смысла образования и, соответственно, организации его процесса.

1) Первая метафора -- Заполнение Дыр.

"... с самого начала моего личного пути кто-то дает мне понять, что я очень многого не умею и не знаю. И этот кто-то с позиций авторитета решает заполнить мои дыры и пробелы и заставляет меня кооперировать с этой задачей. Какова будет моя реакция?

Скорее всего, у мне выработается отторжение по отношение к этому "кому-то". Потому, что мне гораздо приятнее себе нравиться. А самоуважение и высокая самооценка идет не из-за фиксации на собственных недостатках, а от признания своих естественных достоинств: того, что я уже знаю, своих целей, мечтаний, навыков, интересов.

С тем же успехом во мне может выработаться полная диссоциация от своих природных качеств. И тогда моя внутренняя самоценность и счастье будут всегда зависеть от благосклонности этого стороннего "кого-то" ..."

Зрительный образ, наиболее соответствующий этой метафоре, -- это дырчатый кусок швейцарского сыра. Человек, прошедший через образовательный процесс по этому принципу, остро чувствует свои "дыры" и ощущает необходимость постоянно их заполнять чем-то со стороны.

Методы современной школьной системы построены имено на этом принципе.

В чем плюсы этого подхода к образованию? Он удобен для стандартизации, т.к. предполагает, что "дыры" можно объективно измерить и качественно заполнить. Он также предполагает, что разные области знания можно оценить относительно друг друга как более или менее важные и полезные.

Однако у него есть серьезный недостаток. "Заполнение дыр" при любом раскладе оставляет черную дыру духовной пустоты, которую заполнить невозможно.

2) Вторая метафора -- Придание Формы

Лучше всего это метафору иллюстрирует зрительный образ шпалеры -- фруктового или декоративного дерева, которому через безустанную тренировку (с привязыванием к ограде и обрезкой ветвей) придается некая идеальная форма.

Результатом будет то, что это дерево быстро научится расти только в правильном направлении, вплоть до того, что будет само отрезать себе "лишние" ветви. Еще одним следствием является то, что личность и усилия садовника выходят на первый план, так как он стопроцентно отвечает за правильный и успешный рост дерева.

Этому принципу следуют классическая модель образования, ее современные воплощения (школы-гимназии, методика "Тренировка Разума"/Well Trained Mind), а также многие семьи, занимающиеся домашним образованием или просто активно развивающие своих детей.

В чем плюсы этого подхода? Он справедливо признает естественный, постепенный процесс развития личности. Соответственно, он предлагает работающие методы для достижения всех стадий этого роста.

Проблемы этой парадигмы проистекают от нагрузки на смысловую роль учителя-ментора, т.е. "садовника" при "дереве"-ученике. Садовник не имеет возможность сам задать или создать идеальную форму для дерева, и вынужден точно следовать книжкам по садоводству. Поскольку ожидаемая форма довлеет над разумом садовника, но достигается с большим трудом и не сразу, то этот путь требует непоколебимой веры. Более того, любая неудача становится моральным приговором для садовника, т.к. превращается в свидетельство его некомпетентности.

Если родитель или учитель следует образовательной парадигме "придания формы", то он берет на себя полную ответственность за процесс и результат обучения -- а это непомерная психологическая нагрузка. Одним из ее побочных эффектов являются "откаты" в процессе, когда родитель, устав от "неудач" и мучимый чувстом вины, пускает дело на самотек, только затем, чтобы через некоторое время спохватиться и снова закрутить гайки.

Кроме того, возникает парадокс: при всем номинальном внимании к естественному развитию этот подход способен арестовать стремление к познанию и желание учиться. Из-за заложеного в нем отрицания того, что страсть к учению -- врожденна, и того, что человек развивается в своем индивидуальном ритме. И того, что функция родителя или учителя состоит впервую очередь в создании среды и предоставлении материалов и орудий для создания ребенком самого себя.

Когда же этого нет, и личность ребенка, как шпалера, развивается по явно или подспудно заданным направлениям и правилам, то его единственной возможностью для истинного самопознания будет НАРУШЕНИЕ этих правил. И в этом, пожалуй, состоит самая главная опасность.

3) Третья метафора -- Из Искры Возгорится Пламя

Искра стремления к познанию живет в человеке с самого рождения. Учитель или родитель выступает в роди терпеливого хранителя этого пламени. Его задача состоит в том, чтобы из искры осторожно раздувать огонь и подкладывать в него топливо -- веточку за веточкой, уголек за угольком. Это -- настоящее священнодействие, которое радует глаз и согревает душу.

При этом все огни разные и требуют разных видов горючего. Опытным путем познается, какой именно материал порождает самое светлое и горячее пламя, а какой заставляет его шипеть и потрескивать. Также через опыт хранитель огня вырабатывает понимание и чувствительность к естественных колебаниям языков пламени.

И наконец, в какой-то момент, когда огонь набрал силу и горит ярко и уверенно, хранитель просто отходит в сторону и восхищенно любуется им.

Метафора образования как пламени, возгорающегося из искры, отражает трудный путь, в котором отсутствует теоретическая база и какие-либо стандарты для измерения прогресса. Он не терпит усреднения и требует полного доверия к ребенку. Индивидуальность ребенка занимает в нем центральное место, и оба -- и родитель, и ребенок -- учатся жить наполненно и значимо в настоящем моменте, каждый день и всегда.

Как достигнуть внутреннего настроя, который делает это возможным? Самым важным советом, который Джон Холт счел необходимым дать родителям, было бессмертное "доверяйте детям!". Дэвид Альберт перефразировал этот совет с учетом нашей несовершенной природы, и у него получилось нечто очень исполнимое:

ДОВЕРЯЙТЕ ДЕТЯМ БОЛЬШЕ!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments